/Пасха в Польше: особенности и необычные традиции празднования

Пасха в Польше: особенности и необычные традиции празднования


Пасха в Польше это сплетение традиций давности, религиозных таинств и современных обычаев. Поляки любят Пасху и и празднуют ее с размахом, ведь Польша является одной из наиболее религиозных стран Европы. Со светлым праздником Пасхи связано множество необычных и диковинных обычаев, которые поляки соблюдают и передают из поколения в поколение, а сам праздник проходит красочно и торжественно, как ни в одной стране мира.

Пальмовое воскресенье (Niedziela palmowa)

Первый признак приближающейся Пасхи ‒ это ветки и сушеные цветы, которые прихожане несут в костел. Последнее воскресенье перед Пасхой называется “пальмовое воскресенье” (по-польски niedziela palmowa), у православных это ‒ вербное воскресенье.


Пальмовое воскресенье — религиозный праздник, приуроченный въезду Иисуса Христа в Иерусалим. В этот день все поляки отправляются в церкви и храмы, неся с собой символ празднества — пальмовые ветви или палемки, аналогичные тем, которыми встречали горожане приезд Христа. Но вот в Польше пальмы значительно отличаются от иерусалимских: поляки формируют большие пучки из вербы, трав и цветов — живых и искусственных. Традиция шествия в храмы с пальмами берет свое начало со Средних веков. Именно с этого времени начался обычай собирать целебные травы, ветви и цветы, которые хранили до Пальмового воскресенья, чтобы потом вплетать в пальмы, а освятив их, на протяжении года использовали для различных лечебных снадобий и микстур. Кроме этого, освященные пальмы были оберегом, который сохранял благополучие в доме, отвадил злые духи от жилища и приносил здоровье. Сегодня пальмы перевязывают лентами, украшают сладостями и искусственными цветами, фруктами. Поляки верят, что принеся веточки пальмы, которую освятили в храме дом становится освященным и находится под защитой высших сил. С пальмами связана и другая традиция: после богослужения, ударив друг друга пальмами, поляки обеспечивают своей семье здоровье на весь следующий год. В завершение триумфального «пальмового» шествия во многих польских городах устраивают соревнования, которые побеждает тот у кого самая длинная и красивая пальма. Так, в 2007 году в городке Рабцэ был установлен своеобразный рекорд — горожане сплели пальму длиною 32 метра.


Пасхальные «священки» (święconki)

После Пальмового воскресенья все шесть дней перед Пасхой считаются Великими (страстная неделя). В Великий Четверг и Великую Пятницу в храмах Польши идут богослужения и литургии.

На Страстную неделю перед Пасхой обязательно проводится генеральная уборка. В деревнях на Пасху красили дома. В костелах выставляют композиции Гроба Господня.


Давней традицией, которая дошла о наших дней в Польше является крестный ход. Он проходит в Великую Пятницу. Как правило, крестный ход проходит вблизи костелов. Стоит быть готовым, к тому то некоторые улицы городов будут перекрыты. Традиционно, например, крестый ход проходит в Варшаве по Старому городу по Краковскому предместью.

В Великую Субботу все поляки отправляются с корзинками святить еду, которая будет занимать почетное место на праздничном пасхальном столе. Действо это производится всей семьей, убранной в новую праздничную одежду или национальный наряд, в вечер субботы.


После окропления святой водой различных яств, корзинки остаются нетронутыми до утра воскресенья, ведь в этот день все еще соблюдается строгий пост.

Все продукты в пасхальной корзинке, которую в Польше называют «священкой», имеют символическое значение.


Что у поляков в корзинке? Одним из любимых продуктов в Польше является колбаса и ветчина, которые обязательно берут с собой на богослужение в пасхальную священку. Для каждого поляка колбаса — это не просто пища, а национальный продукт. Многие поляки сами делают колбасу и у многих есть собственные коптильни, которыми они с удовольствием делятся с соседями. Процесс изготовления колбасы — настоящее искусство, для этого выбирается наилучшее мясо, а копчение производится только с помощью определенных пород дерева, таких как ольха, дуб, бук. В пасхальной корзинке колбаса появилась в XIX веке и с этого времени стала неизменным ее атрибутом, символизирующим здоровье, достаток и плодовитость. Поляки считают, что только изготовленная дома, а не купленная в магазине, колбаса способна принести материальную стабильность и здоровье в дом, поэтому если кто-то не готовит колбасу сам, то одалживает ее у соседей. Кроме этого, пасхальную корзинку наполняют: сыром, символизирующим дружбу человека и природы; солью, которая оберегает от злых духов, отгоняя их от дома; хреном, дающим силу и мощь. Особое место в корзинке занимают домашние кондитерские изделия: мазурики, сенкач, пасхальные «бабы», кексы и печенье в виде ягненка. Пасхальные мазурки (mazurki) имеют бесчисленное количество разновидностей — эти сладкие коржики украшают глазурью, шоколадом, орехами и изюмом, фруктами и ягодами. Не менее интересен и национальный польский сэнкач (sękacz). Его выпекают по старому средневековому рецепту, а благодаря особому составу этот пирог в виде дерева не черствеет несколько месяцев. Приготовление сэнкача — зрелищное и необычное: над огнем подвешивают вертел, на который наливают слой за слоем тесто, а после этого формируют большое сдобное дерево. В каждой пасхальной священке непременно присутствует печенье в виде ягненка. Этот символ превозносит жертву Иисуса Христа, который подобно агнцу пошел на заклание, чтобы искупить грехи человечества и победить зло и смерть.

 

Расписные яйца — писанки и крашанки (pisanki i kraszanki)

Польские писанки или крашанки — пасхальные разукрашенные яйца — давняя традиция, которая неизменно бытует на польских землях с незапамятных времен. За долгие столетия много что изменилось в Польше, а вот традиция не ушла и даже способ изготовления крашанок практически не изменился — об этом говорит найденная при раскопках писанка Х века, обнаруженная в городе Острув.

В каждом регионе страны имеются свои специальные пасхальные орнаменты и декоры, которые поражают своим разнообразием и пестротой. Как правило, занимались разрисовкой яиц женщины.

Этот процесс испокон веков был длительным и тщательным, а в качестве красящих веществ применялись натуральные травы, цветы, шелуха лука, еловые иголки, шишки и ореховая скорлупа. В некоторых регионах Польши яйца не разрисовывали, а полностью окрашивали в один цвет, после чего с помощью специального скребка выцарапывали различные рисунки и узоры. Существуют также современные техники, благодаря которым поляки существенно экономят время — яйца просто украшаются наклейками из бумаги, которыми накануне Пасхи заполнены все магазины.

Польская пасхальная бабка (baba wielkanocna)

Исключительно женским занятием является и выпекание польского аналога кулича — бабка. В вечер пятницы женщины замешивают сдобное тесто, содержащее большое количество яиц, сахара, молока, дрожжей и муки высшего сорта. Во время длительного замешивания теста, которое длится более шести часов, мужчинам и детям запрещено входить в комнату, шуметь и смеяться — от этого испеченная бабка потрескается, а может и вовсе не подняться, что принесет в следующем году несчастья и недуги. Когда же испеченную бабку достают из печи или духовки, то наступает черед ее эстетическому преображению: женщины украшают верхушку польского кулича глазурью, взбитыми белками с сахаром и различной присыпкой. Благодаря особой рецептуре, готовая бабка может сохраняться длительный срок не теряя мягкости, вкуса и приятного аромата.

Пасха (Wielkanoc)

В самый важный день, Пасхальное воскресение, большинство поляков ходят ранним утром в костел на пасхальную службу, на которой совершается торжественное богослужение и крестный ход. Как правило, вся семья собирается вместе на пасхальный завтрак. Хозяйки щедро украшают стол блюдами, среди которых колбасы и ветчина, мясные рулеты, паштеты, писанки, бабка, масло, творог, бабки, мазурики, сэнкач, цьвикла (ćwikła) (пикантный соус, в составе которого свекла и хрен) и в центре стола — пряничный ягненок. Вся пища, которую ставят на стол в этот день, должна быть освященной накануне. До начала трапезы, точно так же, как и на Рождество, люди преломляют облатки (пол. opłatek пресный хлебец, символизирующий тело Христово), дарят друг другу освященные яйца из пасхальной корзины и желают «Wesołego Alleluja».

С писанками связана еще одна пасхальная традиция, которая имеет название «на выбитки» (na wybitki). Это игра, которая заключается в том, что вся семья по очереди стукается писанками. Чья же останется не разбитой, тот признается победителем, которому в этом году прибудет здоровье и благополучие. Во многих городах также существует светская традиция, согласно которой в утро воскресенья приходит пасхальный заяц и одаривает всех подарками. Католическая церковь не признает подобного символа Пасхи, почитая ягненка, который символизирует жертву Христа.

Śmigus-Dyngus — второй день Пасхи


На второй день Пасхи, в понедельник, в Польше отмечается Śmigus-Dyngus, Эта традиция имеет длинные корни и состоит из двух разных обычаев: Śmigus — поляки шуточно били друг друга вербовыми розгами или обливали водой, якобы даруя здоровье и благополучие и Dyngus, когда дети ходили по домам чтобы получить сладкие угощения.

Во многих деревнях на рассвете парни забирались в дома, где живут девушки, и обливали их водой прямо в постели, нередко стегая розгами. Девушки делали вид, что убегали, но на самом деле были довольны — обливание водой означало, что девушка нравится кому-то из парней.

Утром и днём обливались у колодцев и родников из вёдер, порой девушек затаскивали в пруд или реку. На следующий день во вторник наступал черёд девушек обливать парней. Этот обычай можно было наблюдать и по сей день. Поэтому многие предупреждают о том, что в поливальный понедельник на улицу лучше не выходить! 🙂