/Православная церковь в Варшаве празднует Сочельник и Рождество дважды

Православная церковь в Варшаве празднует Сочельник и Рождество дважды

Православные верующие в Польше готовятся к Рождественским праздникам.

По юлианскому календарю, Рождество приходится на тринадцатый день после католического. Ему предшествует 40-дневный пост. Православная церковь в Варшаве празднует Сочельник и Рождество дважды — 6 января и 7 января при юлианскому календарю и 24 декабря и 25 декабря по григорианскому календарю.

Викарий прихода Святой Марии Магдалины в Варшаве Дорофей Савицкий рассказал Польскому радио, что традиция двух дат празднования Рождества возникла в столице Польши после Второй мировой войны.

«В Православной церкви на протяжении многих веков придерживались юлианского календаря. В 1920-х годах было принято решение о переходе на григорианский календарь.

Однако в Варшаве после Второй мировой войны, в связи с большим приездом людей с территории, где пользовались старым календарем, было разрешено, чтобы богослужения в самые православные праздники проходило дважды: согласно старого и нового календаря », — отмечает отец Савицкий. Он добавляет, что согласно недавним решением Собора епископов, Польская  православная церковь вновь официально использует юлианский календарь, что, по мнению Савицкого, связано с возвращением к традиции.

По данным Собора епископов Польской православной церкви, более 90% православных приходов в стране пользуется в религиозной жизни именно этим календарем, особенно в восточной части страны, в частности на Подлясье, где живет самая большая община православных. В Варшаве разделение на верующих, которые празднуют по юлианскому и григорианскому календарю сравнительно соразмерным, с небольшим преимуществом тех, кто празднует по старому календарю.


«В Варшаве верующие могут выбирать между двумя датами празднования. Православные, которые живут на территории Польши в течение многих веков, празднуют дважды. Верующие, которые приезжают из-за восточной границы, празднуют в основном по старому календарю. Иммигранты из Греции чаще пользуются новым календарем », — добавляет священник.

«Блюда во время Святого ужина не отличаются от тех, которые есть на столах поляков других конфессий. Есть борщ с ушками, капуста с грибами, различные рыбные блюда, компот и кутья», — говорит о. Савицкий. В целом на столе должно быть 12 блюд. Он добавляет, что Святая ужин начинается молитвой и делением просфорой, то есть кислым, пшеничным хлебом, который использует Восточная церковь для освящения и причастия. По словам Савицкого, во время Рождества верующие дарят друг другу подарки. «Это должны быть собственноручно изготовленные подарки, хотя в современном мире люди предпочитают покупать готовые. Самое важное жертвовать родным свое присутствие и время. Святой ужин не нужно потреблять поспешно. Поэтому за столом поют также колядки. В восточном обряде существует традиция принятия колядников, которые ходят по домам жителей в течение двух недель. Это так называемые святые вечера, которые нужно посвятить семейным встречам », — подчеркивает священник. Нет также обычая установления в церквях щопок. «Вместо них в центральной части храмов устанавливают икону со сценой рождением Христа, а также крест. Зато хватает в наших церквях елок », — говорит, в свою очередь, настоятель Украинской греко-католической епархии в селе Команьча Подкарпатского воеводства о. Андрей Журав. Он добавляет, что в Бескидах, в частности в тех местностях, где совместно живут католики и греко-католики, период празднования Рождества длится дольше. «Да есть, в основном, в смешанных семьях, например польско-украинских. Обычно, последователи обоих обрядов сначала празднуют Рождество согласно григорианскому календарю, а через две недели — по юлианскому календарю. Подобно было в межвоенный период », — добавляет он. В ближайшие выходные, то есть в субботу вечером и в ночь с субботы на воскресенье, в Варшаве богослужения будут проходить во всех варшавских православных и греко-католических храмах. В них примут участие несколько тысяч верующих.

Иерархи Польской православной церкви считают, что в Польше живет примерно 450-500 тыс. православных. В то же время во время последней переписи населения, свою принадлежность к Православной церкви задекларировал 156 тыс. человек. Греко-католическая церковь в Польше насчитывает более 33 тыс. Верующих, которые живут, в основном, в Подкарпатском, Малопольском, Варминско-Мазурском, Западнопоморском, Любушское и Нижнесилезском воеводствах. В 1940-х годах коммунистическая власть сделала Греко-католическую церковь вне закона, она была восстановлена ​​в начале 1990-х годов.

С Рождеством! Добра и мира!